методическая копилка

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.     Д. Пойа



Рабочая программа по алгебре. 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009. – с.15 - 44).
Учебно-методический комплект по математике издательства «Мнемозина» (автор  А.Г.Мордкович) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических  линий математики базовой школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов,  имеет завершенность учебной линии.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 7 классе отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю.
Цели обучения алгебре в 7 классах:
·      овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, логическое мышление, критичность мышления, внимание, память, навыки само и взаимопроверки, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
·      формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
·      воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса, волевых качест, коммуникабельности, ответственности.

В ходе обучения алгебре по данной программе решаются следующие задачи:
¨      развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
¨      усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач;
¨      осуществление функциональной подготовки учащихся;
¨      овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности;
¨      выявление и развитие математических способностей,  интеллектуального развития ученика.

Срок реализации рабочей учебной программы – 2011-2012  учебный год.
Уровень обучения:  базовый.
Формы работы: беседа, рассказ, дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая,  парная.
В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, решение проблемно-поисковых задач. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением ИКТ.
Методы контроля усвоения материала: устный счет, фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (самостоятельные, контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, математический диктант, индивидуальные задания).
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Типы уроков 
-       Урок ознакомления с новым материалом        
-       Урок закрепления изученного                
-       Урок применения знаний и умений                 
-       Урок обобщения и систематизации знаний     
-       Комбинированный урок 
-       Урок коррекции знаний  

Список литературы
Базовый учебник:
1)   Мордкович А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009.
2)   Алгебра. 7 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
Используемая учебно-методическая литература (учебники других авторов, сборники упражнений, поурочное планирование):
1)   Программы. Математика. 5—6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009..
2)   Александрова Л.А. Алгебра. 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А.Александрова: под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
3)   Александрова Л.А. Алгебра. 7 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А.Александрова: под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
4)   Мордкович А.Г. Алгебра. 7 класс: методическое пособие для учителя / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2008.
Тексты контрольных работ взяты из методической литературы:  Александрова Л.А. Алгебра. 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А.Александрова: под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.


Требования к уровню подготовки учащихся 7б, в  классов. 
В результате изучения курса алгебры, обучающиеся 7 классов  должны знать/понимать:
·          математический язык;
·          свойства степени с натуральным показателем;
·          определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного   умножения; способы разложения на множители;
·          линейную функцию, её свойства и график;
·          квадратичную функцию и её график;
·          способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
·        как используются математические формулы, уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
·        как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
должны уметь:
·        составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подста­новку одного выражения в другое; выражать из формул одну пере­менную через остальные;
·        выполнять основные действия со степенями с натуральными показателя­ми, с многочленами; выполнять раз­ложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования  выражений;
·        решать линейные уравнения и сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
·        решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретиро­вать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
·        изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с задан­ными координатами;
·     строить графики изученных функций;
·        находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
·        определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической де­ятельности и повседневной жизни для:
·        выполнения расчетов по формулам, для составления формул, вы­ражающих зависимости между реальными величинами; для на­хождения нужной формулы в справочных материалах;
·  моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
·  интерпретации графиков зависимостей между величинами.

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
w самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
w   работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
w       извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
w       пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации;
w       самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем;
w       выстраивания аргументации при доказательстве;
w       распознавания логически некорректных рассуждений.


Содержание обучения.

1.        Математический язык. Математическая модель. (13 часов)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математическая модель реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
2.        Линейная функция.  (11 часов)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки M (a; b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ax + by + c = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ax + by + c = 0.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция  y = kx и её график.
Взаимное расположение графиков линейных функций.
3.        Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. (13 часов)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
4.        Степень с натуральным показателем. (6 часов)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
5.        Одночлены. Операции над одночленами. (8 часов)
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.  Деление одночлена на одночлен.
6.        Многочлены. Арифметические операции над многочленами.  (15 часов)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трёхчлен. Произведение подобных членов. Стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена на одночлен.
7.        Разложение многочленов на множители. (18 часов)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приёмов. Метод выделения полного квадрата.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
            Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные образования.
8.        Функция y=x. (9 часов)
Функция y=x2  , её свойства и график. Графическое решение уравнений. Что означает в математике запись y=f(x).
9.        Обобщающее повторение. (9 часов)


Календарно-тематическое планирование

Учебно – тематический план
Количество часов в неделю 3, всего 102 часа

№ п\п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
В том числе
Теория
Практика
Контроль
1
Математический язык. Математическая модель.
13
Цели:
·       формирование представлений о целостности и непрерывности курса математики 5-6 классов;
·       обобщение и систематизация знаний о числовых выражениях, допустимых и недопустимых значениях переменной выражения, математических утверждениях, математическом языке; выполнении действий по ариф. законам сложения и умножения, действий с десятичными дробями, действий с обыкновенными дробями;
·       овладение навыками решения задач, составляя математическую модель реальной ситуации;
развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики.

1.1
Числовые и алгебраические выражения
3
свойства действий над числами; термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения»,
Уметь составлять буквенные выражения и формулы по условиям задачи.
Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления
С/р
1.2
Что такое математический язык
1
Математическое буквенное выражение, математический язык.
Уметь осуществлять «перевод» выражений с математического языка на обычный и обратно.

1.3
Что такое математическая модель
2
Понятие математической модели, этапы математического моделирования
Решать задачи, выделяя этапы математического моделирования
С/р
1.4
Линейное уравнение с одной переменной
3
Линейное уравнение, корень уравнения.
Решение линейных уравнений
С/р
1.5
Координатная прямая
2
Координатная прямая, координата точки, числовой промежуток, интервал, полуинтервал, отрезок, открытый луч, луч
Уметь связывать геометрическую и аналитическую модели числового промежутка, выбирать обозначение и символическую запись

1.6
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
1

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме


Контрольная работа № 1  по теме «Математический язык. Математическая модель»
1



2
Линейная функция
11
Цели:
·       формирование представлений о прямоугольной системе координат, об абсциссе, ординате, о числовых промежутках, числовых лучах, линейной функции и её графике;
·       формирование умений построения графика линейной функции, исследования взаимного расположения графиков линейных функций;
·       овладение умением применения алгоритма отыскания координат точки, заданной в прямоугольной системе координат, алгоритма построения точки в прямоугольной системе координат, алгоритма построения графика линейного уравнения ах+ву+с=0;
овладение навыками решения линейного уравнения с двумя переменными ах+ву+с=0.

2.1
Координатная плоскость
2
Прямоугольная система координат. Алгоритм нахождения координат точки на плоскости и отыскание точки по её координатам
Уметь пользоваться алгоритмами нахождения координат точки на плоскости и отыскания точки по её координатам
С/р
2.2
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
3
Линейное уравнение с двумя переменными. Алгоритм построения графика линейного уравнения ах+ву+с=0

Уметь строить график линейного уравнения с двумя переменными по алгоритму
С/р
2.3
Линейная функция и ее график
3
Линейная функция. График линейной функции..
Уметь строить и читать график функции у=кх+в
С/р
2.4
Линейная функция   у = kx
1
Наибольшее и наименьшее значения линейной функции. Возрастание и убывание
Уметь строить и читать график функции у=кх+в

2.5
Взаимное расположение графиков линейных функций
1
Взаимное расположение графиков линейных функций
Уметь определять взаимное расположение графиков линейных функций


Контрольная работа № 1  по теме «Математический язык. Математическая модель»
1



3
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
13
Цели:
·       формирование представлений о системе двух линейных уравнений с двумя переменными, о несовместимости системы, о неопределенной системе уравнений;
·       овладение умением решения систем линейных уравнений графическим методом, методом подстановки и методом алгебраического сложения;
овладение навыками составления математической модели реальных событий в виде системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

3.1
Основные понятия
2
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения систем уравнений
Уметь решать системы уравнений графическим методом

3.2
Метод подстановки
3
Метод подстановки. Алгоритм решения систем уравнений методом подстановки
Уметь решать системы уравнений методом подстановки
С/р
3.3
Метод алгебраического сложения
3
Алгоритм решения систем уравнений методом алгебраического сложения
Уметь решать системы уравнений методом сложения
С/р
3.4
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
3
Применение  систем линейных уравнений при решении задач
Уметь применять методы решения систем линейных уравнений при решении задач
Уметь решать задачи с помощью мат.моделирования
С/р
3.5

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
1


Уметь обобщать и систематизировать знания по теме


Контрольная работа № 6 по теме «Системы линейных уравнений»

1



4
Степень с натуральным показателем и ее свойства
6
Цели:
·         формирование представлений о степени с натуральным показателем, о степени с нулевым показателем;
·         формирование умений составления таблицы основных степеней и её применение при решении заданий;
·         овладение умением применения свойств степени с натуральным показателем при решении задач, выполнять действие умножения пи деления степеней с одинаковыми показателями;
овладение навыками решения уравнений, содержащих степень с нулевым показателем.

4.1
Что такое степень с натуральным показателем
1
Степень с натуральным показателем, степень, основание степени, показатель степени, возведение в степень, четная степень, нечётная степень.
Уметь:
- возводить числа в степень;
- заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц.

4.2
Таблица основных степеней
1
Степени числа 2, степени числа 3, степени числа 5, степени числа 7, степени составных чисел.
Уметь:
- пользоваться таблицей степеней при выполнении вычислений со степенями.

4.3
Свойства степени с натуральным показателем
2
Свойства степеней, доказательство свойств степеней, теорема, условие, заключение.
Уметь применять свойства степени для упрощения числовых и алгебраических выражений.
С/р
4.4
Умножение и деление степеней с одинаковым показателем
1
Степень с разными основаниями, действия со степенями одинакового показателя, правила умножения и деления степени с одинаковыми показателями
уметь применять эти правила при вычислениях, для преобразования алгебраических выражений.
Уметь определять понятия, приводить доказательства.

4.5
Степень с нулевым показателем
1
Степень с натуральным показателем, степень с нулевым показателем.
Уметь:  находить степень с натуральным показателем;
- находить степень с нулевым показателем.

5
Одночлены.  Арифметические операции над одночленами
8
Цели:
·         формирование представлений об одночлене стандартного вида, об арифметических операциях над одночленами, о подобных одночленах;
·         формирование умений представлять одночлен в стандартном виде, выполнять арифметические действия над одночленами;
·         овладение умением складывать, вычитать, умножать и делить одночлены, а также возводить одночлен в степень;
овладение навыками решения задач на составление уравнений, предполагающих приведение подобных слагаемых.

5.1
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена
1
Одночлен, стандартный одночлен, коэффициент одночлена.
Уметь находить значение одночлена при указанных значениях переменных.

5.2
Сложение и вычитание одночленов
2
Подобные одночлены, метод введения новой переменной, алгоритм сложения (вычитания) одночленов.
Уметь применять правила сложения и вычитания одночленов для упрощения выражений и решения уравнений.
С/р
5.3
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень
2
Умножение одночленов, возведение одночлена в натуральную степень, корректная задача, некорректная задача.
Уметь применять правила умножения одночленов, возведения одночлена в степень для упрощения выражений.

5.4
Деление одночлена на одночлен
1
Деление одночлена на одночлен, стандартный вид делителя и делимого, алгоритм деления одночлена на одночлен.
Уметь:- выполнять деление одночленов по алгоритму;
- применять правило деления одночленов для упрощения алгебраических дробей.

5.5

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
1


Уметь обобщать и систематизировать знания по теме


Контрольная работа № 3  по теме «Одночлены. Арифметические операции над одночленами»
1


Кр№3
6
Многочлены. Арифметические операции над многочленами
15
Цели:
·       формирование представлений о многочлене, о приведении подобных членов многочлена, о стандартном виде многочлена, о формулах сокращенного умножения;
·       формирование умений представлять многочлен в стандартном виде, выполнять арифметические действия над многочленом;
овладение умением складывать, вычитать, умножать и делить многочлены, выводить и применять формулу сокращенного умножения

6.1
Основные понятия
2
Многочлен, члены многочлена, приведение подобных членов, стандартный вид многочлена, полином.
Уметь выбрать и выполнить задание по своим силам.

6.2
Сложение и вычитание многочленов
1
Сложение и вычитание многочленов, алгебраическая сумма многочленов, правила составления алгебраической суммы многочленов.
Уметь выполнять сложение и вычитание многочленов.


6.3
Умножение многочлена на одночлен
2
Умножение многочлена на одночлен, распределительный закон умножения, вынесение общего множителя за скобки.
Уметь выполнять умножение многочлена на одночлен, выносить общий одночленный множитель за скобки.
С/р
6.4
Умножение многочлена на многочлен
3
Раскрытие скобок, умножение многочлена на многочлен.
Уметь решать текстовые задачи, математическая модель которых содержит произведение многочленов.
С/р
6.5
Формулы сокращенного умножения
4
Квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, разность кубов, сумма кубов.
Уметь выполнять преобразования многочленов, вычисления по формулам сокращенного умножения.
С/р
6.6
Деление многочлена на одночлен
2
Свойство деления суммы на число, правило деления многочлена на одночлен.
Уметь использовать правило деления многочлена на одночлен для упрощения выражений, решения уравнений, отражать свои решения в письменной форме.


Контрольная работа № 4  по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами»
1




7
Разложение многочлена на множители
18
Цели:
·       формирование представлений о разложении многочлена на множители, об алгебраической дроби, о тождествах;
·       формирование умений вынесения множителя за скобки, группировки слагаемых, преобразования выражений с использованием формулы сокращенного умножения, выделения полного квадрата;
овладение навыками решения уравнений, выделения полного квадрата, решения уравнений с применением формул сокращенного умножения

7.1
Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно
1
Разложение на множители, корни уравнения, сокращение дробей, разложение многочлена на множители
Уметь подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения.

7.2
Вынесение общего множителя за скобки
2
Вынесение общего множителя за скобки, НОД коэффициентов, алгоритм отыскания общего множителя нескольких одночленов.
Уметь выполнять вынесение общего множителя за скобки по алгоритму, рассуждать, обобщать, применять приём вынесения общего множителя за скобки для упрощения вычислений, решения уравнений; рассуждать, обобщать, находить несколько решений одной задачи
С/р
7.3
Способ группировки
2
Способ группировки, разложение на множители.
Уметь выполнять разложение многочлена на множители способом группировки по алгоритму.
Уметь аргументировано рассуждать, обобщать.
С/р
7.4
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.
4
Формулы сокращенного умножения, разложение на множители по формулам сокращённого умножения.
Уметь раскладывать любой многочлен на множители с помощью формул сокращённого умножения,  приём разложения многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения для упрощения вычислений и решения уравнений.
С/р
7.5
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов
3
представление о комбинированных приёмах разложения многочлена: вынесение за скобки общего множителя, формулы сокращённого умножения, способ группировки, метод выделения полного квадрата
Уметь выполнять разложение многочлена на множители с помощью комбинированных приёмов: вынесение за скобки общего множителя, формулы сокращённого умножения, способ группировки, метод выделения полного
С/р
7.6
Сокращение алгебраических дробей
3
Алгебраическая дробь, числитель алгебраической дроби, знаменатель алгебраической дроби, сокращение алгебраической дроби.
Уметь сокращать алгебраические дроби, раскладывая выражения на множители, применяя формулы 
С/р
7.7
Тождества
1
Тождества. Доказательство тождества
Уметь пользоваться основными алгоритмическими приемами доказательства тождества

7.8

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
1


Уметь обобщать и систематизировать знания по теме


Контрольная работа № 5 по теме «Разложение многочлена на множители»
1



8
Функция .
9
Цели:
·       формирование представлений о графике фунуции у=х2
·       формирование умений строить график функции у=х2, пределять свойства функции по ее графику.
·       овладение навыками построения графика квадратичной фукции
Применять графическое представление при реше­нии уравнений.

8.1
Функция  и ее график
2
Парабола, её элементы. функция у=х2
Уметь строить и читать график функцииу=х2

8.2
Графическое решение уравнений.
2
 Графическое решение уравнений. Алгоритм граф.решения уравнений.
Уметь решать уравнения графическим способом
С/р
8.3
Что означает в математике запись
2
 Смысл записи у=f(х),  кусочная функция, область определения функции, непрерывность функции
Знать функциональную символику, читать графики
С/р
8.4

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
1


Уметь обобщать и систематизировать знания по теме


Контрольная работа № 7 по теме «Функция »

1



9
Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс
9



9.1
Решение задач
8




Итоговая контрольная работа
1




                                                    Итого часов
102